Прием проектов на второй конкурс президентских грантов 2023 года в самом разгаре
Фонд президентских грантов предлагает вам внимательно изучить самые популярные ошибки, которые из года в год допускают участники конкурсов, чтобы не сделать такие же в ваших проектах.
Ежедневно на протяжении двух недель Фонд будет подробно рассказывать об одной из типичных ошибок.
Итак, начнем.
Каждому автору проекта важно хорошо понимать, с кем конкретно он будет работать в рамках этого проекта, чью проблему решать. Ошибкой будет описать целевую группу максимально широко, например «граждане» или «молодежь». Чтобы ее избежать, следует продумать, с помощью каких характеристик можно четко выделить ту самую группу людей, с кем будет организовано взаимодействие в ходе проекта. Это может быть пол, возраст, территория проживания, социальное положение, определенный круг интересов и другие признаки, подходящие именно вашей целевой группе.
Как правило, указание в проекте нескольких целевых групп тоже считается ошибкой. Если вам кажется, что в вашем проекте их действительно несколько, подумайте, не объединяет ли их одна общая потребность или проблема. Если это так, тогда эти несколько групп можно описать как одну.
Теперь о проблеме. Социальный проект должен быть направлен на решение проблемы или удовлетворение потребности конкретной целевой группы, и эту проблему или потребность важно четко сформулировать и, самое главное, подтвердить, что она есть на самом деле и что она действительно важна для данной целевой группы. Наличие и важность проблемы подтверждается как собственными исследованиями, так и изучением сторонних материалов, в том числе с использованием открытых данных, публикаций и мнения экспертов, писем поддержки (но все это – только применительно к той конкретной целевой группе, с которой будет вестись работа в проекте).
Будет ошибкой, если в обосновании социальной значимости проекта вы опишете проблему общими фразами, такими как «у пенсионеров низкий уровень доходов», «недостаточное развитие патриотизма в обществе», «низкая экологическая грамотность», «недостаточный уровень образования». Необходимо конкретизировать и раскрыть проблему в привязке к целевой группе. Например, если вы планируете сделать проект по вовлечению школьников города Тулы в изучение истории их родного города, то не стоит «нагнетать» значимость проекта, описывая его проблему как «низкий уровень патриотизма у школьников». Лучше написать как есть: школьники 7-8-х классов города Тулы плохо знают историю своего города.
Вторая ошибка здесь касается подтверждения проблемы – недостаточно, например, написать, что уровень патриотизма у школьников в целом падает, «согласно федеральной программе №…, значимость патриотического воспитания как никогда высока». Необходимо провести исследования, чтобы подтвердить, что школьники именно этих классов этого города правда плохо знают его историю, описать причины этой проблемы.
Фонд лишь коснулся темы описания проблемы целевой группы. Чтобы разобраться до конца с тем, как правильно определять целевую группу и ее проблему, пройдите первый модуль базового онлайн-курса по социальному проектированию: https://онлайнкурсы.президентскиегранты.рф.
О том, как правильно описать целевую группу и обоснование социальной значимости в заявке, смотрите соответствующие статьи Центра поддержки Фонда. В статьях обратите внимание на план описания проблемы: из каких пунктов он должен складываться. Важно его придерживаться.
Статьи: https://link.pgrants.ru/ezIzNjIyMjpEOH0=, https://link.pgrants.ru/ezI0NzYyMjpEOH0=.
Источник: Фонд президентских грантов